среда, 23 мая 2007 г.

След полония оказался коротким

Правоохранительные органы Великобритании во вторник обнародовали первые результаты расследования убийства Александра Литвиненко. Обвинение будет предъявлено россиянину Андрею Луговому, который встречался с бывшим офицером ФСБ 1 ноября. Впрочем, англичане не раскрывают никаких подробностей - даже мотив убийства.

Заявления представителей британской королевской прокуратуры во ворник стали первой официальной информацией о ходе расследования убийства Александра Литвиненко. До этого комментарии силовых структур Великобритании были крайне скупы, а вся информация по делу появлялась через "сливы" в таблоиды. Причем многие публикации сильно смахивали на откровенную антироссийскую PR-кампанию. Версия причастности к убийству российских спецслужб подавалась в этих статьях как аксиома, интрига сохранялась лишь вокруг непосредственных исполнителей. И в последнее время все чаще подозрения падали на Андрея Лугового.

Подписка о неразглашении

Имя Лугового всплыло уже через несколько дней после смерти Литвиненко. Бывший сотрудник ФСБ, Луговой долгое время был весьма приближенным к Борису Березовскому человеком. Он возглавлял службу безопасности телеканала ОРТ и подчинялся лично Бадри Патаркацишвили - ближайшему соратнику БАБа.

Позже Лугового даже ненадолго посадили по делу "Аэрофлота". И после этого пути Лугового и Березовского разошлись. Последний оказался в Лондоне, а первый занялся бизнесом в Москве. Он возглавил группу охранных компаний "Девятый вал".

Луговой и Литвиненко встречались в Лондоне 1 ноября прошлого года. В тот день Литвиненко почувствовал себя плохо, а через три недели умер. Луговой и его партнер Дмитрий Ковтун собрали в Москве пресс-конференцию и заявили о своей невиновности. Когда по всему Лондону и даже в самолетах были обнаружены следы полония-210, Луговой и Ковтун легли в больницу на обследование. Их даже успели допросить английские следователи.

Сам Андрей Луговой в нескольких интервью "Известиям" заявлял, что все подозрения беспочвенны. Но не рассказывал, что же действительно произошло в Лондоне прошлой осенью, - ссылался на подписку о неразглашении и тайну следствия.

Луговой, правда, рассказывал, что его дела с Литвиненко касались сотрудничества с компанией "Риск менеджмент" - Александр обещал поспособствовать заключению выгодного контракта за хорошие комиссионные.

От России ждут "полного содействия"

Пресс-конференция главы британской прокуратуры Кена Макдональда проходила в весьма интригующей обстановке. С самого утра было объявлено: ждите очень важных заявлений.

- 23 ноября 2006 года г-н Литвиненко умер в лондонской больнице в результате острого радиационного поражения, - заявил Кен Макдональд. - Было установлено, что в его пищеварительную систему поступила смертельная доза полония-210. Лондонская полиция вела тщательное расследование причин случившегося. Среди людей, вызвавших интерес правоохранительных органов, ведших расследование, был российский гражданин Андрей Луговой. К концу января 2007 года Скотленд-Ярд направил собранные им доказательства в Королевскую прокуратуру. Прокуроры отдела по борьбе с терроризмом внимательно рассмотрели материалы дела. Они запрашивали Скотленд-Ярд о дополнительных следственных действиях, которые к настоящему моменту завершены. Сегодня я вынес заключение, что доказательства, направленные Скотленд-Ярдом, достаточны для предъявления Андрею Луговому обвинения в убийстве Александра Литвиненко путем предумышленного отравления. Я поручил юристам Королевской прокуратуры немедленно предпринять шаги, необходимые для запроса скорейшей экстрадиции Андрея Лугового из России в Великобританию, с тем чтобы ему было вынесено обвинение в убийстве и он предстал перед судом в Лондоне.

"С Дона выдачи нет"

Сразу после выступления Кена Макдональда мы связались с Андреем Луговым.

- Я считаю это решение политическим, - заявил он "Известиям", - я не убивал Литвиненко, не имею никакого отношения к его смерти и обоснованно могу выразить недоверие к так называемой доказательной базе, собранной британским правосудием. У меня никогда не было ни объективных, ни субъективных мотивов для совершения того, в чем меня обвиняют в Лондоне. Я шокирован подобной предвзятостью и несправедливостью и, конечно, не намерен молчать. В ближайшее время я намерен сделать заявления, которые станут сенсацией для общественного мнения Великобритании и смогут кардинально изменить оценку событий, которые происходили в последние годы в Великобритании вокруг отдельных персоналий российского происхождения.

Между тем в Москве к вопросу выдачи Лугового Великобритании отнеслись крайне скептически.

— В соответствии с российским законодательством гражданин России не может быть выдан иностранному государству, — заявила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева. Она, впрочем, уточнила, что Луговой может предстать перед судом в России.

Любопытно, что во время визита следователей Скотленд-Ярда в Москву Генпрокуратура России возбудила собственное уголовное дело по факту убийства Литвиненко. При этом складывалось впечатление, что привезенные англичанами данные привели наших следователей к весьма определенным выводам. Не исключено, что это отравление связано с покушениями и убийствами бывших и действующих сотрудников "ЮКОСа", к которым, вероятно, причастен скрывающийся в Израиле Леонид Невзлин. Вчерашнее заявление Кена Макдональда идет вразрез с этой версией. Так что теперь в деле Литвиненко наметилось противостояние не только обвинения и защиты, но и двух прокуратур.

Устранение посредника или заговор спецслужб?

По большому счету ничего нового из вчерашнего заявления прокурора Великобритании мы не узнали. На главные вопросы — каков мотив преступления; кто, по версии Скотленд-Ярда, стоит за убийством; каким образом было совершено отравление — ответа не получено. Но эти ответы должны быть в запросе на экстрадицию, который, по словам Макдональда, вскоре придет в Россию.

Если допустить, что выводы английских следователей верны и Андрей Луговой действительно имеет отношение к убийству, то самый главный вопрос — мотив преступления. И здесь могут быть несколько версий.

Версия № 1 — устранение посредника. Исходя из имеющейся информации, лично Андрей Луговой мог иметь только один мотив устранения Литвиненко. Он приехал в Лондон, чтобы договориться о выгодном сотрудничестве с местными компаниями. Литвиненко претендовал на комиссионные. И посредника устранили. Но не слишком ли дорогой способ выбран? По некоторым оценкам, количество полония-210, с которым контактировал покойный, стоит несколько миллионов фунтов стерлингов. Комиссионные в этом случае должны были исчисляться миллиардами.

Версия № 2 — торговля радиоизотопами. Эту версию "Известия" выдвигали неоднократно. Литвиненко нуждался в деньгах. В беседе с итальянцем Марио Скарамеллой в тот же день, 1 ноября, он упомянул, что имеет опыт обращения с радиоактивными материалами. Как возникла эта тема? Не исключено, что Литвиненко пытался продать полоний-210. Может быть, он предлагал его и Луговому. Разгерметизация контейнера? Или Литвиненко открыл его сам? Если отравление произошло в момент встречи с Луговым, то улики, собранные Скотленд-Ярдом, действительно могут указывать на Лугового как на убийцу.

Версия № 3 — месть спецслужб. Мнение о том, что с Литвиненко разобрались его бывшие коллеги-чекисты, активно навязывается на Западе. И принадлежность Лугового к клану спецслужб, как говорится, в тему. Он, правда, выходец из 9-го управления, занимавшегося охраной, а не спецоперациями.

Никакой практической пользы смерть Литвиненко ни России, ни спецслужбам принести не могла. Скорее наоборот: подручный Березовского был для российской Генпрокуратуры ценнейшим свидетелем. И, как показывают многие, в последние свои месяцы Литвиненко обнищал. Его сын заявил в интервью "Известиям", что отец собирался искать работу за пределами Великобритании. В случае возвращения в Россию Литвиненко мог бы сыграть первую скрипку в деле экстрадиции Березовского. А вот устранять Литвиненко, вымыслы которого Москве было легко разоблачать, — полная глупость. К тому же сотрудники спецслужб не могли не знать, что каждый шаг Литвиненко контролируется английскими контрразведчиками, и его убийство в этом контексте становилось неоправданно рискованным предприятием.

Версия № 4 — Литвиненко стал мешать Березовскому. В случае ликвидации бывшего чекиста БАБ оказывался только в выигрыше. Любопытно, что, по мнению многих экспертов, отравление полонием-210 обнаружить очень трудно. Нужна многоступенчатая, весьма дорогостоящая экспертиза, которую английские следователи могли и не провести. Но еще в момент болезни Литвиненко сподвижник БАБа Александр Гольдфарб постоянно заявлял, что это отравление и что подготовили его спецслужбы. Таким образом он всячески подстегивал следователей к всестороннему изучению обстоятельств гибели Литвиненко. Похоже, что Гольдфарб и Березовский прекрасно знали, от чего он умирает.

Вообще, осведомленность Гольдфарба о том, что Литвиненко был отравлен еще тогда, когда этого не знали даже врачи, наводит на серьезные размышления. Именно Гольдфарб от имени умирающего обвинял Россию и спецслужбы, именно он зачитывал предсмертное письмо Литвиненко, которое, по некоторым данным, принадлежит перу самого Гольдфарба. Так что роль Гольдфарба во всей этой истории еще предстоит оценить.


Убийцей Литвиненко назначен россиянин Луговой

Комментариев нет: