Находящиеся за рубежом друзья Литвиненко составили собственную картину того, как умер бывший шпион.
Лондон. Юрий Фельштинский хорошо помнит, как ему пришлось провести пять часов кряду, умоляя сохранить жизнь его другу Александру Литвиненко.
Это было 22 мая 2000 года. Литвиненко, полковник ФСБ, только что провел четыре месяца в тюрьме, после того как публично выступил с обвинениями в адрес офицеров службы безопасности, что они были причастны к убийствам и похищениям с целью наживы.
В тот момент он вышел на свободу, но надолго ли? Фельштинский позвонил бывшему начальнику Литвиненко генерал-майору Евгению Хохолкову и договорился с ним о встрече в небольшом ресторане неподалеку от старой московской гостиницы "Украина".
Хохолков был владельцем этого ресторана, и он распорядился, чтобы в тот вечер его закрыли и они могли поговорить в приватной обстановке. "Мы сидели там пять часов, с 19:30 до 24:30, обсуждая судьбу Литвиненко. Это был хороший профессиональный разговор. Я думаю, это был очень честный разговор", – вспоминал Фельштинский в недавнем интервью.
"Генерал объяснил мне, что нет никаких шансов, просто никаких, что Литвиненко простят. Он пошел против системы. Он совершил предательство. За это его должны наказать".
"В определенный момент он сказал "Если я его когда-нибудь увижу у себя в дверях, я убью его собственными руками". Тут он сжал руки, как будто сворачивает кому-то шею. Потом он сказал: "Шучу, конечно". Но было понятно, что это не шутка. Они настолько его ненавидели".
Шесть с половиной лет спустя Литвиненко умер, получив дозу радиоактивного вещества полоний-210, который, по мнению следователей, был добавлен ему в чай в баре лондонского отеля. Британская полиция несколько месяцев занималась расследованием этого явного убийства. Было выявлено, что еще 119 человек получили хотя бы небольшую дозу полония, в том числе здоровью 15 жертв в долгосрочной перспективе может угрожать опасность.
В то время как лондонская прокуратуру рассматривала, надо ли возбуждать уголовное дело, Фельштинский и другие друзья Литвиненко за границей составили собственную картину того, как умер бывший шпион. Эти друзья, среди которых бывший глава лондонской резидентуры КГБ, детально описали свою теорию в серии недавних интервью газете Los Angeles Times. Некоторые из их заявлений были подтверждены представителями британских правоохранительных органов.
На основе своих бесед с Литвиненко, который тогда уже находился при смерти, собственных контактов в мире бывших агентов КГБ и встреч в качестве свидетелей с полицейскими следователями эти выходцы из России пришли к выводу, что убийство Литвиненко представляло собой то, что несколько лет назад пытался предотвратить Фельштинский: наказание за предательство со стороны организации, которая никогда ничего не забывает.
Они считают, что настоящим убийцей мог быть неуловимый русский мужчина высокого роста, известный только по имени Владислав, который появляется на видеозаписях из аэропорта и который некоторое время присутствовал на фатальном обеде Литвиненко, после чего бесследно исчез. Наиболее вероятно, говорят они, что он был высококлассным оперативником российской разведки, работающим в Европе.
"Я абсолютно уверен, что это было официальное решение ФСБ, – говорит Фельштинский. – Литвиненко был мишенью. На него расставили смертельные ловушки. Был вынесен приговор. Вероятно, по политическим причинам они не могли убить его раньше".
Лондонской полиции не так легко определиться с мотивом. "Картина все еще запутанная, – говорит представитель британских служб безопасности. – Следователи составили хорошую судебно-медицинскую картину преступления, но с мотивами все обстоит сложнее".
Он подтвердил, что следователи искали таинственного Владислава, но с осторожностью высказался об отнесении его к оперативникам высшего звена. Он сказал также, что британские следователи сосредоточились на двух российских бизнесменах, которые, по мнению друзей Литвиненко, были по меньшей мере соучастниками убийства, – Андрее Луговом и Дмитрии Ковтуне. Оба они – бывшие агенты ФСБ. Они были вместе с Литвиненко в баре Pine Bar отеля Millennium, где он выпил, предположительно, отравленный чай.
Луговой и Ковтун подтвердили, что они встречались с Литвиненко, но сказали, что это была чисто деловая встреча. Оба вернулись в Россию, и у обоих выявлены следы радиации в организме. Они говорят, что никогда не стали бы заведомо повергать себя опасности заражения полонием, следы которого были обнаружены не только в баре отеля, но и в номере, где останавливался Луговой.
Власти и бывшие сотрудники российских спецслужб упорно отрицают свою причастность к делу. Они указывают на абсурдность использования такого экзотического яда и выбора в качестве жертвы диссидента, который практически исчез из поля зрения общественности
Кажущаяся очевидным причастность Лугового и Ковтуна представляет загадку для полиции. Если они убийцы, то почему они не скрылись после смерти Литвиненко? Вместо этого они пришли в британское посольство в Москве для дачи показаний и устроили пресс-конференцию.
Знали ли убийцы или убийца, что они имеют дело с полонием, смертельно опасной субстанцией, которая оставляет мощный радиоактивный след? Грязный международный след полония позволяет предположить и такой сценарий: организаторы убийства поручили Луговому и Ковтуну убить Литвиненко и предоставили им яд, но не сказали, что он собой представляет, говорит представитель британской безопасности.
"Может быть, их подставили? – спрашивает он. – Их поведение указывает на то, что они понятия не имели о полонии".
Олег Гордиевский, бывший глава лондонской резидентуры КГБ, который в 1985 году перешел на сторону Великобритании, а потом подружился с Литвиненко, уверен, что Луговой и Ковтун являются участниками заговора, но думает, что ядом занимались не они.
В этом, говорит он, вероятно, заключались обязанности таинственного высокого мужчины, который появляется на записях видеонаблюдения аэропорта. Камеры запечатлели, как он разговаривает с Ковтуном в тот момент, когда двое россиян прибыли в аэропорт Хитроу рейсом из Гамбурга за несколько дней до отравления Литвиненко.
По словам Гордиевского, Литвиненко перед смертью говорил, что видел этого же человека в баре отеля во время встречи, на которой он обсуждал деловые вопросы с Луговым и Ковтуном.
"Литвиненко вспомнил, что видел его в отеле, где он ненадолго появился, – говорит Гордиевский. – Луговой сказал ему: "А, Владислав" и представил его как приятеля, занимающегося охранным бизнесом. "Он может помочь найти тебе работу", – сказал он. Потом этот человек исчез. По моей версии, это он подложил в чай яд".
Британские следователи смогли получить паспортные данные этого человека – он, как сообщают, путешествовал по европейскому паспорту – но не смогли найти, в каком отеле он зарегистрировался и каким рейсом покинул страну.
Гордиевский выдвинул предположение, что за две недели до отравления была устроена генеральная репетиция. Луговой и Ковтун, предположительно, встречались с Литвиненко 16 октября в суши-баре на Пикадилли, где также были найдены следы полония.
Он думает, что человек, известный как Владислав, наблюдал за той встречей, хотя камеры наблюдения его не зафиксировали, и решил, что время и место выбраны неудачно.
"Они знали, что это любимый ресторан Литвиненко. Они обедали вместе с ним, но ничего не сделали, так как условия были неблагоприятные", – говорит Гордиевский.
Друзья Литвиненко выражают уверенность в том, что убийство было организовано ФСБ, и обвиняют президента России Владимира Путина в создании климата, в котором спецслужбы чувствуют, что могут убивать людей в Лондоне.
Другие высказывают предположение, что это убийство могло быть задумано в недрах ФСБ неофициально. Бывший непосредственный руководитель Литвиненко в ФСБ Александр Гусак сказал, что Литвиненко могли убить один или несколько бывших информаторов ФСБ, которых тот выдал, переехав в Великобританию.
"Я знаю, что Литвиненко предатель. Он выдал имена наших агентов британской разведке. Я говорю об агентах, работающих в различных организованных преступных группировках в России", – сказал Гусак в интервью.
"В 2001 году, через некоторое время после того, как Литвиненко бежал на Запад, один из наших агентов пришел ко мне и сказал, что британцы связывались с ним и хотели с ним поговорить".
"Он был в бешенстве. Он сказал, что теперь, когда его прикрытие уничтожено, он находится в серьезной опасности. Я сказал ему, что сам сильно пострадал от деятельности Литвиненко, и рассказал ему о своих проблемах. Тогда он сказал: "Как вы можете это терпеть? Хотите, я привезу вам из Лондона его голову?"
"Он, конечно, сказал это в запале, и не имел в виду буквально, что полетит в Лондон и достанет голову Литвиненко. Но я хочу сказать, что знаю по крайней мере одного раскрытого агента, который затаил зло на Литвиненко. Но было и много других, кого Литвиненко выдал и у кого могли быть такие же мотивы".
отсюда
вторник, 13 февраля 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий