пятница, 15 декабря 2006 г.
Дирижер медийной постановки известен - это знаменитый пиарщик Тим Белл, давно работающий с Березовским.
Иногда я думаю, что было бы, если бы экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко погиб в Лондоне, скажем, под колесами автомобиля. Небольшая заметка в нескольких британских газетах - бывший сотрудник КГБ, человек из окружения Бориса Березовского, полиция проводит расследование...
Но Литвиненко был убит особым способом - и ужасающая картина разрушения его организма, если можно так выразиться, до последнего атома была разобрана средствами массовой информации.
Первыми получили эту историю воскресные газеты. Она, по выражению одного из британских пиарщиков, с которым мы это обсуждали, отвечала буквально всем требованиям к главной новости уикэнда: захватывающее чтиво, в меру страшное, с интересными поворотами сюжета и возможностью спекулировать различными версиями. «Бывший российский шпион, выходец из КГБ, сотрудник опального олигарха Березовского, отравлен в Лондоне таллием, возможно, радиоактивным, и за этим может стоять Кремль...»
Широко известно, что британские газеты нельзя купить, но хорошую историю им всегда можно «продать». В понедельник это было уже на первых полосах всех ведущих СМИ, с Литвиненко начинались новостные блоки по радио и телевидению, вокруг этого завертелась карусель комментаторов, а редакции, которые в понедельник еще не вынесли событие на первое место, потом рвали на себе волосы.
Со времен гибели принцессы Дианы у британских масс-медиа не было такой богатой на сюжеты и повороты истории, да к тому же раскручиваемой столь опытными руками. Дирижер медийной постановки известен - это знаменитый пиарщик Тим Белл, давно работающий с Березовским.
Но, надо отметить, что сам по себе сюжет, который Белл получил в руки, был чрезвычайно благодатным: следы полония находят по всему Лондону, проверяют самолеты и автобусы, сотни людей сдают и пересдают анализы, встречавшиеся с Литвиненко русские то ли свидетели, то ли жертвы, дети, бывшие и нынешние жены то ли отравлены, то ли не отравлены, суши-бар в центре Лондона закрыт, персонал отеля под наблюдением, из встречавшихся с жертвой один в Италии, другие в России проездом через Гамбург...
Испортить такую историю невозможно - можно только улучшить, канализировав информацию через одного приятеля-«споуксмена», вовремя подпитав СМИ фотографиями умирающей жертвы или, скажем, аккуратно распределив интервью тщательно подобранных «экспертов», чтобы у каждого издания был свой отдельный эксклюзивчик, дающий им ощущение жесткой соревновательности и кураж маленьких побед.
Вообще медийный пиар - это, конечно, отдельная тема отдельного исследования. Вполне вероятно, что случай Литвиненко войдет в учебники по этой профессии - так гладко, многогранно и виртуозно был он отработан в СМИ. Но есть другой аспект этой истории, который представляется гораздо более важным и для России и для Великобритании и вообще для всех - это, конечно, вопрос о том, как живучи оказались стереотипы прошлого в сознании современников.
Глядя на то, как разворачивалась эта история, я думала, что мы все-таки несправедливы к российским гражданам. Нам кажется, что они психологически и ментально слишком медленно расстаются со своим советским прошлым.
Ерунда! Просто потрясающе было наблюдать, как стремительно терминология, атрибутика, акценты и другие признаки времен «холодной войны» вернулись к высокоцивилизованному, закаленному либерализмом и рыночными отношениями британскому обществу. Все призраки были мгновенно извлечены из старых пронафталинненых сундуков - нам припомнили и болгарский «укол зонтиком», и отравление бывшего разведчика Хохлова в 1957 году, и казематы Лубянки. Британские СМИ начали называть Литвиненко словом «диссидент», которое не звучало уже неизвестно, сколько лет.
На самом деле у этой истории был не только опытный медийный дирижер - у нее были не менее виртуозные сценарист и режиссер. Был некто, или была группа неких, кто этот сюжет придумал, спланировал, провел кастинг, привлек исполнителей главных ролей и все это дело срежиссировал.
Ясно, что жертву выбрали не случайно, а по многим признакам: чтобы он был в прошлом связан с советскими спецслужбами, чтобы добровольно и шумно с ними порвал, чтобы его можно было заманить, чтобы у него были контакты в разных странах, чтобы он был увлечен тематикой заговоров и убийств, чтобы крутился около известной фигуры, чтобы можно было с ним ассоциировать и правозащитников, и бывших и нынешних агентов спеслужб. Литвиненко в качестве жертвы попадал одновременно и в Березовского, и в Путина - это, конечно, было редкое и удивительное сочетание.
Ясно, что неслучайно выбрали авансцену: Великобритания располагает одной из самых развитых в Европе сетей современных лабораторий, специализирующихся на химических, радиационных и прочих такого рода исследованиях. Полоний-210 было бы гораздо труднее диагностировать в Испании или Греции, но именно в Британии его просто не могли не обнаружить.
Имея богатое воображение, можно представить, как эти, с позволения сказать, люди сочиняли сюжет и раскладывали на европейских картах схемы предстоящих перемещений жертвы и убийц, осматривали будущую сцену событий в баре отеля «Миллениум» - где и как дать отраву, как расставить акценты, как сделать спектакль занимательным, динамичным, ужасающим, чтобы опытный пиарщик мог завлечь и удержать зрителя. Они планировали доставку радиоактивного материала, «зачистку» после «операции», просчитывали реакцию семьи, друзей, свидетелей, статистов - служащих отеля, официантов бара, обыкновенных посетителей, пассажиров и так далее.
Не буду даже пытаться проникнуть в глубины их психологии, в их побудительные мотивы и движущие ими факторы - на это мне не хватит ни цинизма, ни образования, ни жадности, ни способности к перевоплощению. Могу только констатировать, что задуманное им удалось.
О серьезности, с которой британские власти отнеслись к происходящему говорит хотя бы тот факт, что за время развития истории несколько раз заседал чрезвычайный комитет британского правительства КОБРА, который до этого собирался только в связи с терактами в Лондоне в 2005 году и с раскрытием заговора по подготовке подрыва самолетов в августе 2006 года.
Вот здесь, в этом самом месте, мне бы очень хотелось сказать, что российская репутация - белая и пушистая - стала жертвой коварного заговора и черного пиара людей, олицетворяющих само Зло. Мне хотелось бы сказать, что премьера нового фильма о Джеймсе Бонде, образ которого сам по себе является эмоциональным отсылом ко временам «холодной войны», главенства спецслужб, спецопераций и вытекающего из этого приоритета интриг над цивилизованными международными отношениями, оказалась главным фоном, на котором развернулась история отравления и гибели бывшего офицера ФСБ.
Но эта картина была бы неполной без добавления к этому фону того, что не делали против нас никакие спецслужбы, западные пиарщики, скрытые или явные враги нашего правительства. Того, что сделали мы сами, когда до смерти перепугали Европу отключением газа Украине, когда шокировали Запад законом, позволяющим нашим спецслужбам преследовать изменников по всему миру, когда под надуманными предлогами останавливали экспорт продукции из тех стран, с которыми у нас портились отношения, когда выпирали - и выперли - одного из первых в России иностранных инвесторов из нефтяного проекта, который захотели теперь получить для себя - всего, что так сильно снизило уровень симпатии, поддержки и понимания по отношению к России, нелепо, сиюминутно и бездумно растрачивая выданный нам в начале 90-х кредит доброжелательных отношений.
Мы сами унавозили эту почву. Запад оторопел от истории с Литвиненко, но не удивился, что радиационный след повел следователей в Россию.
Возможно, от нас теперь навек отлепился так раздражавший нашу элиту образ страны, по улицам которой бродят дикие медведи. Медведи забыты: Россия воспринимается отныне как страна с самостоятельно действующими спецслужбами, агенты которых - неважно, бывшие или настоящие - играют в казаков-разбойников на улицах не только российских городов, но и ведущих западных столиц, ставя под угрозу безопасность стран и здоровье тысяч мирных граждан.
Газета «Гардиан» 12 декабря сообщила, что история бывшего офицера ФСБ может быть впоследствии использована как учебный материал для понимания британскими школьниками времен «холодной войны», «железного занавеса» и того, как работали в то время спецслужбы.
"Для многих из нас новости вокруг этого отравления напоминают пережитки "холодной войны" и застарелого международного соперничества, - написало издание. - Урок по истории и развитию шпионажа является хорошей возможностью познакомить учеников с важными вехами в послевоенной истории и тем, что стояло за такими службами, как МИ-5, МИ-6, ЦРУ и КГБ".
Пособие по истории шпионажа... Избавиться от такого имиджа будет намного сложнее, чем от предыдущего.
отсюда
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий