понедельник, 11 декабря 2006 г.

Гамбургский след

В расследовании дела о смерти экс-подполковника ФСБ Александра Литвиненко сужается круг подозреваемых и практически локализовано место преступления. Уже не осталось сомнений, что оно произошло в баре отеля Millenium Mayfair Hotel, у семи сотрудников которого обнаружены признаки радиоактивного заражения. Полониевый след привел в Гамбург, где проживал Дмитрий Ковтун. Германская прокуратура заявила, что именно он оказался под подозрением.
По данным AP, британские эксперты в пятницу изучали чашку, из которой пил Литвиненко на встрече в Millenium Mayfair Hotel во время предполагаемого отравления. Проводилась экспертиза и мойки, где персонал отеля мыл после этого посуду, — предполагается, что именно в ходе этого процесса семь сотрудников отеля могли получить радиоактивное заражение. Двое участников встречи — Луговой и Ковтун находятся с лучевой болезнью в московских больницах, состояние Лугового, по его собственным заявлениям, является “стабильным”, а Ковтуна, по словам медиков, “критическим”. Вместе с ними в Лондоне находился еще один россиянин — Вячеслав Соколенко, однако, как он заявил “РИА Новости”, с Литвиненко он лично не встречался.

В четверг американский телеканал ABC, а затем и британская газета Times сообщили со ссылкой на британскую полицию, что Луговой стал главным подозреваемым, однако британская полиция по-прежнему отказывается от официальных заявлений по поводу возможных убийц Литвиненко. Допрос Лугового ожидался в пятницу, но он сообщил “РИА Новости”, что его допросят лишь на нынешней неделе.

Однако в субботу немецкая полиция обнаружила следы полония-210 в двух гамбургских квартирах, принадлежащих Ковтуну. По данным полиции, Ковтун до отлета в Лондон имел в Германии контакты с четырьмя людьми, которые проверяются на предмет радиоактивного заражения. Ковтун — единственный участник встречи с Литвиненко, допрошенный Генпрокуратурой в присутствии британских сыщиков. Он получил статус потерпевшего. Но вчера германская полиция заявила, что Ковтун оставил радиоактивный след в нескольких местах своего пребывания в Германии до встречи с Литвиненко 1 ноября. В отношении Ковтуна “начато расследование по подозрению в нелегальном обращении с радиоактивными веществами”, цитирует “РИА Новости” начальника полиции Гамбурга Вернера Янтоша. Прокурор Гамбурга Мартин Кенке отметил, что пока следствие не заявляет о связи Ковтуна с убийством Литвиненко. Тем не менее Ковтун подозревается в том, что привез полоний в Германию “вне своего тела”, добавил он.

По мнению директора Центра стратегических исследований Андрея Пионтковского, допрос Лугового или Ковтуна может стать поворотным моментом в “деле Литвиненко”, если кто-то из них признается, что отравил бывшего сотрудника ФСБ по заказу Бориса Березовского. Депутат и экс-сопредседатель “Либеральной России” Виктор Похмелкин вспоминает, что, хотя Березовский не был фигурантом по делу об убийстве Сергея Юшенкова, суд связал убийство с борьбой между Березовским и Юшенковым за контроль над партией. Заказчиком убийства был признан близкий сподвижник Березовского Михаил Коданев, приговоренный к пожизненному заключению. Кто бы ни был заказчиком убийства Литвиненко, если он за рубежом, Россия не сможет требовать его выдачи, поясняет адвокат Юрий Кастанов: согласно международным нормам преступника судят в той стране, где совершено преступление.

Директор исследовательского центра “Агентура” Андрей Солдатов отмечает, что информационное освещение “дела Литвиненко” складывается из пиар-кампаний нескольких политических сил и, вероятно, дезинформации со стороны самого следствия. “В результате история характеризуется быстрой сменой фигурантов — например, все уже забыли про [председателя фонда ветеранов спецслужб "Честь и достоинство" Валентина] Величко, которого ранее СМИ называли главным подозреваемым”, — напоминает Солдатов.
отсюда

Комментариев нет: